О Мухаммаде аль-Амине, наследнике Харуна ар-Рашида, не было сложено ни стихов, ни песен, ни легенд. И сказка о нём всего одна, да и та в "Тысячу и одну ночь" не вошла. Да и она, возможно, не совсем о нём: в Бирме есть очень похожая сказка о неком короле, в Индии – о неизвестном махарадже, в Египте – о каком-то султане, имя которого забылось за давностью лет. И только иракские сказители – да и то не все - утверждают, что героем этой истории был не король, не султан и не махараджа, а багдадский халиф Мухаммад аль-Амин, младший сын знаменитого Харуна ар-Рашида.
История эта столь же занимательна, сколь и поучительна. Говорят, что взойдя на престол, аль-Амин сразу же забросил государственные дела: не издавал указов, не созывал совет, а дни и ночи напролёт развлекался играми, песнями, танцами и гаремными забавами. И транжирил государственные деньги как огонь пожирает сухую солому – шумно, ярко, но без малейшей пользы.
Через пару месяцев казначей намекнул халифу, что расходы казны сравнялись с доходами; ещё немного – и богатства багдадского трона начнут оскудевать. "Надо бы сократить расходы", - сказал казначей. В ответ на это аль-Амин велел принести списки всех людей, которые получают жалование из казны. И ткнул пальцем в три имени, и спросил: "Кто эти люди и за что им платят по тысяче динаров в месяц?"
"О повелитель правоверных, - ответил казначей, - это наши мудрейшие мудрецы – Сулейман Хитроумный, Абдаллах Благочестивый и Айюб Терпеливый. Отец твой ценил их очень высоко, и спрашивал их совета в самых трудных делах, и они его ни разу не подводили".
"Не припомню я, чтобы мой отец советовался с этими людьми…" – сказал Мухаммад аль-Амин. "Последний раз это случилось пятнадцать лет назад, - ответил казначей. – Ты, мой господин, в то время был ещё юн и не можешь этого помнить".
"И все эти пятнадцать лет они бездельничали и тратили мои деньги! – возмутился аль-Амин. – Подать же их сюда немедленно: я сам испытаю их мудрость и сам назначу ей цену!"
Вскоре мудрецов привели во дворец. Это были три седобородых старца, самому младшему из которых недавно исполнилось девяносто лет. Аль-Амин взглянул на них надменно и сурово и задал им всего лишь один вопрос: "Что главное в жизни?" Мудрецы ничуть не смутились и ни на мгновение не задумались. Все трое ответили на этот вопрос, но каждый по-своему.
Сулейман Хитроумный сказал: "Главное в жизни – это разум. Ум для мужчины что красота для женщины; голова без ума подобна телу без души, а глупый человек неотличим от скота. Разум – лучший из даров, а невежество – худшее из бедствий: невежде и удача не в прок, мудрому же и неудача на пользу".
Абдаллах Благочестивый сказал: "Главное в жизни – это праведность. Ибо здесь и сейчас мы не живём, но лишь ожидаем грядущей вечной жизни. Земное существование окончится столь же быстро, как увядает трава без дождя; и в жизни грядущей человеку не помогут ни богатство, ни родовитость, ни красота, но лишь праведность и добродетель".
Айюб Терпеливый сказал: "Главное в жизни – это смирение. Всё, что должно с нами случиться, предначертано от рождения. Смиренного судьба ведёт, непокорного тащит – но оба окажутся там, где им надлежит быть. Что проку строптивому в его строптивости? Что ему суждено, то ему всегда достанется; а чего не суждено, того он никогда не добьётся".
Аль-Амин выслушал эти речи и сказал: "Три граната в одной руке не удержать, три меча в одни ножны не всунуть. Если главное в жизни это разум, то к чему тогда праведность и смирение? Ведь и без них умный человек достигнет в жизни всего, чего хочет. Если же земная жизнь лишь подготовка к вечной жизни, то не мудрствовать в ней надо, а молиться и поститься, и не смиряться с судьбой, а творить добро и бороться со злом. Но если всё предначертано от рождения, тогда нету смысла ни учиться, ни молиться – всё равно случится то, что должно случиться. А посему, отцы-мудрецы, если один из вас прав, то двое других не правы. Или же не правы все трое".
Сулейман Хитроумный халифу ответил: "Три граната в одной руке удержать легко, если сложить их на одно блюдо. И три меча в одни ножны всунуть легко, если сделать ножны достаточно широкими". Абдаллах Благочестивый эту мысль развил: "Глупость – грех перед Создателем, а упрямство – порождение глупости. Кто праведен, тот и мудр, а кто мудр, тот исполнен смирения". А Айюб Терпеливый эту мысль пояснил: "Отец твой, о халиф, был разумен, праведен и покорен своей судьбе. Он вмещал в себе все три наших мудрости и не видел в них противоречия".
И увидел Мухаммад аль-Амин, что от этих хитрых стариков так просто не отделаешься. И сказал он: "Учёность познаётся по словам, мудрость познаётся по делам. Нынче испытал я вашу учёность и нашёл её безупречной. Завтра испытаю я вашу мудрость. Если вы выдержите испытание, то я увеличу ваше жалование вдвое; если же не выдержите, то не жить вам на этом свете".
И отправил их по домам, втайне надеясь, что они испугаются и убегут из Багдада. Но мудрецы не сбежали, а пришли к халифу на другой день поутру, готовые к любым испытаниям.
Мухаммад аль-Амин принял их любезно и радушно, как будто и не сердился на них вчера. Он велел накрыть стол, и щедро угостил мудрецов наилучшими яствами, и сам лично проследил, чтобы они отведали всех блюд и напитков. Сам же халиф пил только воду и ел только фрукты, поскольку в напитки и блюда был щедро подсыпан отменный индийский бандж – такой, что если бы его понюхал слон, он проспал бы сутки напролёт. Через час старики опьянели, через два часа заснули. И тогда аль-Амин велел отвезти их далеко за город в безлюдную пустыню и спустить в глубокий колодец, в котором не было воды.
Проснулись мудрецы в колодце, и не нашли ни лестницы, ни верёвки, а только письмо от Мухаммада аль-Амина. В письме этом было сказано: "Не удивляйтесь, отцы-мудрецы, что вы оказались в колодце: такое испытание придумал я для вашей мудрости. Кто сможет отсюда выбраться, тот и вправду мудрец; а кто не сможет – тот всего лишь краснобай и пустослов. Думайте же над решением этой задачи, и думайте быстро: на рассвете колодец будет засыпан камнями".
И вот Сулейман Хитроумный стал ковырять ступеньки в стенах колодца, Абдаллах Благочестивый начал истово молиться, а Айюб Терпеливый сказал: "Чему быть, того не миновать", и снова заснул. Когда он проснулся, Сулейман уже обломал себе все ногти, Абдаллах набил шишку на лбу, но путь к спасению так и не был найден.
"Должно быть, не судьба нам отсюда выбраться", - сказал Айюб. "Чтобы судьба помогала нам, мы должны помочь судьбе, - сказал Сулейман. – Давайте-ка встанем друг другу на плечи; может быть, верхний дотянется до края колодца!"
И Сулейман опёрся о стену, а Абдаллах влез ему на плечи, а Айюб влез на Абдаллаха – но всё-таки чуть-чуть не дотянулся до края. "Давайте все вместе подпрыгнем!" – предложил Сулейман. И старики подпрыгнули, но Айюб так и не смог ухватиться за край и свалился на дно. И ушибся, и заохал, и сказал: "Говорил же я вам: чего не суждено, того никак не добьёшься!"
Замолчали старики и задумались. А потом Абдаллах сказал: "Пусть на рассвете мы умрём для жизни бренной, но вскоре мы воскреснем для жизни вечной. Давайте же помолимся Аллаху, попросим его простить наши прегрешения и дать нам место среди праведных и добродетельных!"
И принялись мудрецы молиться. Молились каждый по-своему и каждый о своём. Абдаллах молился о прощении грехов и лёгкой смерти, Сулейман молился о прояснении мыслей и спасении из колодца, Айюб же повторял одну и ту же фразу: "Господи, да будет воля Твоя!"
А в это время через пустыню ехали бедуины. Они заметили колодец и свернули к нему, чтобы набрать воды. И вдруг колодец завопил, завыл и запричитал в три голоса, как будто стараясь отпугнуть путников.
Бедуины решили, что в колодце поселились джинны. Но они не испугались, а остановились на полпути, набрали камней и стали швырять их в колодец, чтобы выгнать оттуда нечистую силу. И швыряли очень метко: из десяти камней девять попало в колодец, и из девяти камней шесть угодило прямо в мудрецов.
И от сильной боли все трое старцев – и Сулейман Хитроумный, и Айюб Терпеливый и даже Абдаллах Благочестивый – на миг прервали молитву и дружно произнесли одно и то же неприличное слово. И прозвучало оно из колодца отчётливо и очень громко – так, что эхо прокатилось по всей округе.
Бедуины были язычниками и плохо понимали по-арабски – но как раз это слово было им хорошо знакомо. Услышав его, они смекнули, что в колодце сидят не джинны, а какие-то арабы. Они бросили в колодец верёвку и вытащили мудрецов на поверхность. И отправились дальше, поскольку воды в колодце не оказалось. А стариков оставили у колодца, ибо не сочли их пригодными ни для продажи, ни для получения выкупа.
Мудрецы переночевали под кустом, а на другое утро вышли встречать Мухаммада аль-Амина, явившегося к колодцу с отрядом солдат и тремя подводами камней. Халиф был крайне удивлён и раздосадован; мудрецы же приветствовали его с улыбками на устах. "Радуйся, о халиф - решили мы твою задачу!" – сказал Сулейман Хитроумный. "Убедись, о халиф - Аллах не губит праведных и добродетельных!" – сказал Абдаллах Благочестивый. "Мы покорились судьбе, и она была к нам благосклонна" – сказал Айюб Терпеливый.
И тут из-за другого куста вышел неприметный человечек, сидевший там со вчерашнего дня. Это был соглядатай халифа, и он рассказал аль-Амину обо всём, что произошло возле колодца.
"Обстоятельства красноречивее ваших слов! – сказал аль-Амин. – Обстоятельства свидетельствуют о том, что ум Сулеймана не справился с моей задачей; и о том, что Абдаллахово благочестие и Айюбово смирение не приблизили вас к спасению, а, напротив, едва не погубили. Не мудрость вас спасла, но удача; а без удачи и разум бессилен, и праведность беспомощна, и смирение смерти подобно. Выходит, что удача и есть главное в жизни - не так ли, отцы-мудрецы?"
"Слава тебе, о халиф, - сказал Сулейман Хитроумный, - сегодня ты обрёл свою мудрость, высокую как небо и бездонную как море. Да будет она тебе путеводной звездой; а мне разреши удалиться, ибо в сравнении с тобой я глуп, как дитя". "Сохрани тебя Аллах, о повелитель правоверных! – сказал Абдаллах Благочестивый. – Ты постиг сущность жизни, и ни к чему тебе теперь добродетель и благочестие. Позволь мне уйти, ведь я уже стар и мне пора готовиться предстать перед Всевышним". "Удачи тебе, о халиф! – сказал Айюб Терпеливый, - да будет твоя судьба лёгкой как пух и сладкой как мёд. Я же смиренно прошу тебя об отставке".
"Убирайтесь все трое!" – сказал халиф. Мудрецы поклонились и ушли на восток. А Мухаммад аль-Амин вернулся во дворец, вызвал казначея и сказал ему: "Сегодня я сократил наши расходы на три тысячи динаров в месяц". Казначей, услышав об этом, сильно опечалился. "О мой господин, - сказал он, - не мне осуждать твои поступки, но уход мудрецов – дурная примета. Известно, что правитель, от которого уходят мудрецы, не процарствует и года".
"Возможно, они и были мудрецами пятнадцать лет назад, - сказал Мохаммед аль-Амин. – Но теперь они глубокие старцы, их разум давно обветшал и покрылся плесенью. Они раскаялись в собственной глупости; они признали, что я мудрее их, и они сами просили, чтобы я освободил их от должности. И я не вижу ничего дурного в том, что они ушли".
"О мой повелитель, - сказал казначей, - не разгневаешься ли ты на меня за то, что я сейчас скажу?"
"Говори, - ответил халиф. – Даю тебе слово, что не буду гневаться".
И казначей сказал: "Если бы Сулейман, Абдаллах и Айюб оспаривали твоё мнение и просили оставить их при дворе – я усомнился бы в том, что они умны. Но в том, что они не стали спорить с тобой и сами подали в отставку, я вижу неопровержимое доказательство их мудрости. Умоляю тебя: догони их и постарайся вернуть, пока они не ушли далеко!"
"Вижу я, - ответил ему халиф, - что и ты уже состарился и пережил свой ум. Если тебе так дороги эти живые мощи, то почему бы тебе не отправиться вслед за ними? Я не буду тебя удерживать. Воистину, напрасно ты сказал, что после их ухода я не процарствую и года: трусость и суеверие не к лицу мужчине. Через год я припомню тебе эти слова, и ты пожалеешь о том, что не к месту распустил свой язык!"
И казначей не стал дожидаться, пока пройдёт год, а покинул халифа в тот же день. Но его предсказание оказалось неточным: Мухаммад аль-Амин продержался на троне не год и не два, а целых три с половиной. И всё это время он не отказывал себе ни в чём, не слушал ничьих советов и гнал от себя всех, кто осмеливался ему перечить. А затем в халифате случилась гражданская война, Багдад захватили персы, и халиф погиб в бою от рук простого солдата из Хорасана, имя которого неизвестно ни сказителям, ни историкам.
Для №1 Неизвестный гость (03.08.2007 09:20:25):
Читать нужно, а не баловаться.
03.08.2007 09:24:47
№3
букаф дохуишша.
03.08.2007 09:33:45
№4
Для №2 МТ (03.08.2007 09:21:21):
Прочетал, Зая, там как раз про удачу
03.08.2007 09:38:06
№5
Для №4 Неизвестный гость (03.08.2007 09:33:45):
Ну тогда умничко. Пойду и я почитаю.
03.08.2007 09:38:13
№6
Нахерство легализовано и обосновано с научно-этнографической точки зрения Гайдуком. Ураааа
03.08.2007 09:46:46
№7
Читала с удовольствием. Распечатаю.
03.08.2007 10:30:10
№8
Алла аль рахим!!!Рахмат!
03.08.2007 11:02:11
№9
Гертруда - эта гираиня труда?
Для №8 Гертруда (03.08.2007 10:30:10):
03.08.2007 15:34:02
№10
Диме респект,сказка класс!
03.08.2007 15:34:41
№11
тоже распечатал себе все сказки
03.08.2007 15:44:46
№12
Сказка - класс, но всё равно сраться с ПМ, Азабдедом или хоХлом Гайдуку не по силам. Ну и не надо. Пусть просто пишет, а мы с удовольствием почитаем.
03.08.2007 16:00:58
№13
Хороша, как и все остальные сказки...хотя и много букв)))
03.08.2007 16:01:29
№14
Сказка как сказка.
Никакой особой мудрости не наблюдаецца.
Покуролесил чувак и был послан. Дело житейское.
Но от Гайдука почему-то всегда жду сказки в его собственном изложении.
А вот здесь этого как раз и не заметил.
А жаль.
03.08.2007 16:19:02
№15
тоже согласна с "от Гайдука почему-то всегда жду сказки в его собственном изложении" Гурвинека
03.08.2007 17:26:27
№16
Для №14 Гурвинек (03.08.2007 16:01:29):
+1
03.08.2007 19:31:54
№17
Где камент Коканцкого бая, блять?
03.08.2007 20:06:02
№18
Гайдук Хуйдук
Сказки зоебали, блять!
03.08.2007 21:38:10
№19
очень клевая сказка
03.08.2007 23:41:25
№20
Для №12 Виниту Инчучунович (03.08.2007 15:44:46): А я и на Удаве ни с кем не срался и в чужой срач не вникал. Смысла не вижу, прикола тоже.
Для №14 Гурвинек (03.08.2007 16:01:29): Следующая будет в моём изложении. Но я не уверен, что она будет в следующий четверг: тут мне предстоит поездка в Гималаи, понедельник-вторник дорога займёт, потом знакомство с тусовкой и достопримечательностями... В общем, не знаю, успею ли что-то написать к четвергу.
04.08.2007 01:33:15
№21
Для №20 Гайдук (03.08.2007 23:41:25):
Дима счастливо сьездить
04.08.2007 01:34:18
№22
Для №20 Гайдук (03.08.2007 23:41:25):
пы.сы.сделай отчет,гималаи это должно быть интересно
09.08.2007 10:48:08
№23
очень хорошо
а для моей ситуации еще и актуально
28.09.2007 19:33:47
№24
читал в детстве "тысяча и одна ночь" издательство Маориф. да сгодами забылось. прочитав захотелось еще раз на взрослую голову перечитатьэти мудрые вирши...пошел искать в сети эти сказки..