В Огадене когда-то была змея, которая жила наоборот. Прошлое для неё было будущим, а будущее прошлым. То, что люди считают смертью, было для неё рождением, и каждый год она сбрасывала старую кожу и становилась на год моложе.
Шейх племени, обитавшего в тех местах, жил как все люди, от рождения к смерти. Прошлое для него было прошлым, будущее будущим. Но он был посвящён в тайну змеиного времени и умел разговаривать со змеёй.
В начале жаркой тропической зимы шейх совершал путешествие к змеиной норе. Змея высовывала голову, прощалась с шейхом и желала ему удачи. Шейх тоже прощался со змеёй и благодарил её за предсказание. Затем они рассказывали друг другу, как прошёл год – и оба узнавали, что их ждёт в следующем году, поскольку прошлое шейха было будущим для змеи, а прошлое змеи – будущим для шейха. Напоследок змея говорила: "Минувшем в году жили вы как, мне расскажи. Человек, здравствуй!" – и пряталась в нору. А шейх говорил ей: "Здравствуй, змея! Старый год прошёл, новый год пришёл, надо нам с тобой побеседовать". В его прямом человеческом времени эти слова были лишними и бессмысленными – но он знал, что в змеином времени они уже прозвучали и послужили началом беседы. А потому он проговаривал их до конца, чтобы не разрушать связь встречнотекущих времён.
Однажды змея сказала: "Не умерла чуть и голодала много я. Не было лягушек, вымерли мыши, не уродило сорго. Ни осенью, ни весной не было дождей в году прошлом". Шейх приехал домой и сказал своим людям: "В этом году нас ждут засуха, неурожай и падёж скота. Надо продавать овец и покупать зерно, надо запасать воду, надо привыкать поменьше есть".
Люди послушали шейха, и никто из племени не умер от голода. А засуха и в самом деле была страшная: степь стала бурой, акации засохли и вся мелкая живность передохла от жажды. Весь год шейх собирался отвезти змее какую-нибудь еду, да так и не собрался. Дел было много, еды было мало; а, кроме всего прочего, шейх ведь уже знал, что змея пережила этот год. А о себе он такого пока не знал – или, по крайней мере, не был уверен.
Но вот год закончился, началась зима, и шейх отправился к змее. Повёз ей угощение - молоко и сушеную саранчу - но по дороге не удержался и сам всё съел. А потому и про голод и засуху он говорить не стал: стыдно ему было, что накануне такого тяжёлого года он приехал к змее с пустыми руками. И он соврал ей, что год был вполне обычный, без особых радостей и без сугубых неприятностей.
А змея сказала: "Трупами засыпано и копытами истоптано было поле моё всё. Убежали остальные, убили многих. Дня три с ними сражались люди ваши. На верблюдах и конях людей вооружённых много прибыло с юга осенью прошлой".
Шейх поспешил к своему племени и объявил людям: "В этом году на нас нападут амхарцы. Надо покупать оружие и готовиться к войне". Люди послушали шейха, и к лету племя уже снарядило армию в три тысячи сабель. А осенью бойцы выступили навстречу врагам и разбили их наголову – в точности так, как предсказала змея.
Но шейх не радовался победе. Оба его сына полегли в битве, и ему стало всё равно, кто победил и что будет дальше. Он догадался, что змея наказала его за жадность и ложь – и решил, что должен отомстить злобной твари, а потом будь что будет.
Зимой он отправился к змеиной норе и засел возле неё с большим ножом. И просидел два дня, но змея так и не появилась. На третий день его ярость утихла, и он сообразил, что змея тут, пожалуй, и ни при чём. Она ведь живёт наоборот, и в прошлом году она вряд ли могла знать, что шейх солжёт ей про позапрошлый год.
И шейх устыдился и не стал дожидаться змею. Он отправился домой и сказал своему племени: "В этом году всё будет хорошо".
И действительно, год выдался удачный: мирный, влажный и урожайный. Осенью у шейха родился сын, он успокоился и понемногу начал радоваться жизни. Зимой он поехал к змее с богатым угощением. Змея высунулась из норы и попрощалась с шейхом. Шейх простился со змеёй и они сообщили друг другу, как прошёл год. А потом змея вдруг сказала: "Подарки мне несёшь и добрым становишься ты, время сытое приходит когда. Несправедливым и злым становишься ты, время военное приходит когда. Лживым и жадным становишься ты, время голодное приходит когда. Время каково, таков человек".
И шейх понял, что в змеином времени он уже исповедался змее во всех своих прошлогодних и позапрошлогодних грехах; но в прямом человеческом времени ему ещё только предстоит это сделать. И он вздохнул, опустил глаза и начал рассказ о своем недостойном поведении. Говорить об этом было тяжело и неприятно, но ему пришлось рассказать обо всём – и для того, чтобы сохранить связь времён, и просто для очистки совести.
токо мы с Мамой бодрдствуем... под Гайдуком... ыыыыыыыыы
07.06.2007 09:22:00
№5
а теперь - читаю...
07.06.2007 09:22:05
№6
Для №4 Девочка ниоткуда (07.06.2007 09:21:09):
Затаился народ, думаю.
07.06.2007 09:26:00
№7
совесть рулит. Гайдук - заебатый сказочнег. Я его люблю. Читать.
07.06.2007 09:26:22
№8
Думаешь, Мам, потом кааааак прыгнет?
07.06.2007 09:31:16
№9
Для №8 Девочка ниоткуда (07.06.2007 09:26:22):
Ага.
07.06.2007 09:31:25
№10
Для №8 Девочка ниоткуда (07.06.2007 09:26:22):
Уххххх....допрыгныли
07.06.2007 09:34:01
№11
привет, народ. Читай филосовзкую скаску... и - становись побырому добрым и честным!
07.06.2007 09:53:50
№12
да, книжку бы
коэлио отдыхает со своими притчами...
респект афтору. читаю и мудрею
07.06.2007 10:47:00
№13
хорошая сказка.
07.06.2007 11:24:21
№14
Спасибо Гайдуку и МТ, типерь знаю што севодня четверг.
Четаем теперь.
07.06.2007 11:29:14
№15
Ну всё, мне уже стыдно . Никогда больше не буду фтулять песдёжные заманухи клиентам, хехе !
07.06.2007 11:38:42
№16
Зачотнишая сказочка)))
07.06.2007 11:45:32
№17
понравилось
хорошая сказка
07.06.2007 11:58:29
№18
присоединяюсь к вадегам и птице
07.06.2007 14:23:22
№19
как всегда, сохраняю на винте.
07.06.2007 18:14:13
№20
Ден Симонс. "Гиперион"-лайт, издание адаптированное для народов восточной Африки.
К стилю автора, как всегда, коментарии излишни.
07.06.2007 18:23:40
№21
задумывает....
08.06.2007 01:20:22
№22
Полнейшее гавно!...Бред "рибёнка солнца" и выжывшева из ума старава наркомана....Иди побрейся, пугало огородное, блять...
08.06.2007 02:51:29
№23
Для №22 Азабочиный Дедужко (08.06.2007 01:20:22): Старик, читал бы ты побольше, что ли... Это ведь реальная сомалийская легенда, у них она классическая вобще. Я её вычитал у Гаспарова в "Записях и выписках", он её там пересказал вкратце, буквально на четверть страницы. Потом нашёл её в переводе Жолковского, там она страниц на семь-восемь, с тремя длинными стихами посерёдке. Мой вариант подлиннее гаспаровского, но покороче Жолковского, без стихов, лишних персонажей и сюжетных ходов. Правда, встречное "змеиное время" я от себя добавил, сомалийцы до этого не додумались. У них объяснение змеи совсем неинтересное: животное по итогу оказывается Судьбой и произносит пафосный монолог про устройство мира.
Вот такие дела. А тебе от души советую бородой обрастать. Оно и солидно, и бриться не надо, и вобще как-то более по-мужски, чем с голым лицом ходить.
08.06.2007 05:00:41
№24
очень хорошо
08.06.2007 12:11:20
№25
Вот оказывается чем обусловлен стиль речи мастера Йоды. Он просто дискретный контрамот. Рочки разрыва - между словами.
08.06.2007 12:11:31
№26
Точки разрыва т.е.
09.06.2007 16:06:43
№27
связь времён и пространства.
Какие шышки курил Шейх и змея, чтобы они могли разговаривать друк с друпом?
10.06.2007 12:15:10
№28
Для №23 Неизвестный гость (08.06.2007 02:51:29):
Дима, эта наша амеба никогда ничего не читает. Она может только извергать ругательства, пытаясь обратить на себя внимание таким вот единственно доступным ей способом.
11.06.2007 00:24:50
№29
Для №27 инкогнито (09.06.2007 16:06:43): Они жевали кат. В Сомали это любимая тема.
Для №28 МТ (10.06.2007 12:15:10): Я в курсе. Просто прикалываюсь.
07.07.2007 02:52:12
№30
Для №22 Азабочиный Дедужко (08.06.2007 01:20:22):
ёбаное чмо ротик свой прикрой, прыщелыга йеботная блять...
А сказка ахуительная!!!