• Главная
  • Кабинетик заведующей
  • Туса поэтов
  • Титаны гондурасской словесности
  • Рассказы всякие
  •  
  • Сказки народов мира
  • Коканцкей вестникЪ
  • Гондурас пикчерз
  • Гондурас news
  • Про всё
  •  
  • ПроПитание
  • Культприходы
  • Просто музыка
  • Пиздец какое наивное искусство
  • Гостевая
  • Всякое

    авторы
    контакты
    Свежие комменты
    Вывести за   
    Вход-выход


    Зарегистрироваться
    Забыл пароль
    Поиск по сайту
    31.03.2007
    Вертинский. Томная тайна
    Рассказы всякие :: Голем

    Вертинский отнюдь не преуспел в развитии русской поэзии.
    То же самое – в отношении музыки. И на театральной сцене следов его почти не осталось.
    Шансон его вторичен. Французы, к примеру, оказались намного поэтичнее-музыкальнее.
    Жильбер Беко там, или Шарль Азнавур.
    Может быть, в кинематографе поискать? Что-то малозаметное. С превеликим трудом вспоминается величественный и гунявый покровитель из «Анны на шее». Одиноко и безупречно сидящий на нём фрак. Прочие актёры, занятые в этой чеховской постановке, напоминают толпу переодетых беженцев.
    Что за тему навязывает автор?!

    Томительная музыка Вертинского: где вы теперь, кто вам целует пальцы… сладкая истома невольно охватывает ваши члены, словно при чтении романа Лидии Чарской <<Княжна Джаваха>>.
    Ну всё, проснитесь: ответ не за горами.
    С чего бы, спрашивается, столько лет крутилась блистательная мировая элита в орбите недобитого русского скитальца, прозванного революционно-газетными перьями *беглым белогвардейцем*? Опять же, Фёдор Шаляпин с Анной Павловой, сдаётся мне, были отнюдь не олухи в театре – и с чего им было брать эту томную бестию в своё концертное турне?!
    За бугром, милые, фрайеров не держат. Наплевать им на бесталанных наших примадонн-киркоровых. Некоторые страны, это уж верх цинизма, умудряются даже водку гнать лучше нашей.

    Так в чём же загадка? На хрена миру сдался Вертинский, этот посредственный романсеро?
    Это в зрелости нас, бывших поэтов и прозаиков, делят уже на дарования, всю жизнь подающие надежды; на дилетантов и графоманов; на посредственность и прочий электорат, не к ночи будь помянут. В юности половина из нас – гении. За скупой строкой юности Вертинского мне увиделось нормальное созревание таланта.

    Родился в Киеве в 1889 г., к пяти годам оказался круглым сиротой. Подрос, зарабатывал на жизнь разгрузкой арбузов, торговал открытками, печатал рассказы, корректором был в типографии. Подростком увлёкся театром: сочинил стихотворно-музыкальную пародию, которую исполнял во время балетного номера. Возможно, первая попытка окрылила успехом, и он решает посвятить себя жанру синтетического искусства. Переезжает в Москву, где первым делом показывается, как актёр, Станиславскому: определённо, комплексом неполноценности молодой киевлянин не страдает… но во МХАТ Вертинский не попал, и всё из-за несчастной буквы *эр*.
    Наше-всё-Революции, господин Ульянов-Ленин, не иначе, в противовес картавости, становится непрактикующим юристом и знаменитым оратором. Чёрно-белый Пьеро-Вертинский превращает аналогичную проблему в знаменитое грассирование, повлекшее за собой бездну псевдо-французской экзотики. Что, однако же, выглядит чуть более безобидно.

    Год 1915-й, кризисное время России: бездарная война, распутинщина, крушение великой империи. Грядёт гибель – и не устоев или режимов, грядёт гибель цивилизации. В противовес грядущему хаму вовсю старается пресловутый серебряный век русской поэтики, который весь, имхо, укладывается в строчку: *Я – гений Игорь Северянин!* .
    Но Вертинский, попутчик по жизни, оказался чужд символизму, хотя и перекладывал его на музыку – в частности, Блока (*Последний суд*, *В голубой далёкой спаленке*). Разночинная муза Вертинского сопротивляется декадансу, хочется ей потерянного уюта.
    Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка,
    Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы?
    Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка,
    Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы... (с) Кокаинетка, 1916.

    Революция. Символисты снесены и смяты, как позорное пятно декаданса. Вертинский, этаким чертополохом в бурю, пригнулся и выжил. Он не борется – он выживает. Только-то? Посмотрим.
    Он молод: не примкнуть ли к гогочущим футуристам, где отирается верзила Маяковский, в жёлтой кофте и с морковкой вместо галстука? Кто ещё, какой-то вывернутый придурок Кручёных… в общем, та ещё пиздобратия. Удачный, однако, повод быть услышанным – футуристы много шумят на публике.
    У этих клоунов Вертинский тоже долго не задержится, загнав всё же в мелодию одну из безобразнейших поэз Маяковского (*Сумасшедший маэстро*). На моей памяти, подобные фокусы с Маяковским никому больше не удавались (если не брать в расчёт покойных *Песняров*).

    Очень быстро футуризм будет проглочен жабой канцелярии, сойдёт на нет весёлое инакомыслие и дуракаваляние. Как следствие – *я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс! * (Маяковский). Вертинским владеют совсем другие эмоции:
    Пей, моя девочка, пей, моя милая,
    Это плохое вино.
    Оба мы нищие, оба унылые -
    Счастия нам не дано.
    Нас обманули, нас ложью опутали,
    Нас заставляли любить.
    Хитро и тонко, так тонко запутали,
    Даже не дали забыть.
    Выпили нас, как бокалы хрустальные
    С светлым, душистым вином...
    Вот отчего мои песни печальные,
    Вот отчего мы вдвоем. (с) Пей, моя девочка, пей, моя милая, 1917.

    Если ты, парень, не просто гавно, а хоть немного, но всё же художник… ты непременно будешь нон-конформистом, пусть даже с нотой пассивного протеста. Чего, скажите, не утерпеть было этому приживалу, лощёному Пьеро? Не утерпел. Написан и прозвучал знаменитый романс *То, что я должен сказать*, посвященный расстрелу в Москве трехсот мальчишек-кадетов (замечу в скобках, как момент истины в топонимике: петербургские власти восстановили первоначальное название Съездовской линии – теперь она снова Кадетская):
    Я не знаю, зачем и кому это нужно,
    Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и ненужно
    Опустили их в вечный покой.

    Но никто не додумался просто стать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги - это только ступени
    В бесконечные пропасти к недоступной весне (с) То, что я должен сказать, 1917.

    И всё, собственно: песенка Пьеро была спета – скажите спасибо, что не шлёпнули. Началась одиссея скитаний. Был в Штатах, Китае, Румынии, Франции… жену себе нашёл в Харбине.
    Я всегда был с причудинкой,
    И тебе, моей худенькой
    Я достаточно горя принес.
    Не одну сжег я ноченьку,
    Я тебя, мою доченьку,
    Доводил, обижая, до слез.
    И, звеня погремушкою,
    Был я только игрушкою
    У жестокой судьбы на пути
    Расплатились наличными
    И остались приличными,
    А теперь, если можешь, прости. (с) Личная песенка, 1935.
    Оплакивал в Великую Отечественную падение Франции и позор Европы: он вообще был изрядный плакса, но трагик никакой. Допросился-таки, вернули в итоге на Родину. И даже не отдали под топор в процессе *дела космополитов* (1948): Сталин вычеркнул Вертинского из списков будущих осуждённых, сказав: дадим артисту Вертинскому спокойно умереть на Родине! Как наш герой ни проституировал потом перед властями – только и дали ему из творчества, что спокойно помереть…
    Ну, так в чём фокус-то? тайна томная будет, или всё в цитаты ушло?
    Что-то много цитатит автор, отчего бы это… от беспомощности, друзья мои: речь-то ведь идёт не о стихах - о песнях.
    *Боясь обмолвиться некстати, он выезжает на цитате* (С.Смирнов).
    В чём между ними разница? Проведём мысленный эксперимент. Скажите, смогли бы вы пересказать в трёх фразах роман в стихах *Евгений Онегин*? Верю, что смогли бы, и я бы смог.

    А теперь перескажите-ка в тех же трёх фразах романс *Гори, гори, моя звезда*! Так… ну, всё – время вышло; долго вы что-то чухались, вспоминаючи-припеваючи. А ведь по объему *Гори, гори…* – примерно семидесятая часть «Онегина», однако не пересказать её! слабо!! потому что это – Песня. Их, кстати, не так уж много, что не может не радовать: хоть какая-то, но всё же защита от девальвации.
    Как появляются Песни? Стихи немножко подвинулись, музыка подтянулась, и рождается Magic: нет уже отдельно ни стихов, ни музыки, потому и пересказ ваш накрылся. Просто песни – они как курортный роман, где нет ни стихов, ни мелодии… одна только ебля с пляской.
    Так вот, Вертинский – это воплощение Танго. О чём это Танго? О знании Судеб. О том, что Здесь грустно и Там невесело – значит, просто будем любить и надеяться, что бы ни напророчило Танго – о любви, о ревности, о смерти.
    Теперь о пророках… про-Роках, то есть предсказателях Рока, или Судьбы: обещать можно чудо – и не исполнить. А можно обещать, что мы просто вернёмся к любимым. К Родине. К Вечному.
    И это сбудется.
    Господа! Если к правде святой
    Мир дорогу найти не сумеет –
    Честь безумцу, который навеет
    Человечеству сон золотой! (с)
    (боюсь наврать, но кажется, Бодлер).


    Комментарии 6

    31.03.2007 08:52:28 №1
    1

    31.03.2007 08:52:35 №2
    нахинг на Гондурасе - милое дело

    31.03.2007 08:53:00 №3
    чё вам в такую рань не спица.....

    31.03.2007 08:54:40 №4
    просто неинтересно

    31.03.2007 08:55:32 №5
    Для №3 Юрий (31.03.2007 08:53:00):

    надо с Мамой на троих сообразить

    31.03.2007 08:56:14  №6
    Для №5 Тот самый Тотарен (31.03.2007 08:55:32):
    С утра пораньше? Ужас какой.

    31.03.2007 08:57:13 №7
    Для №6 МТ (31.03.2007 08:56:14):

    ну можно ведь не пить а просто и непринуждённо поибацца

    31.03.2007 09:00:26  №8
    "Посредственный романсеро" написал строки, которые справедливы, к сожалению, на сотни лет вперед, для всех войн, в которых тем или иным образом участвует Россия. И от которых до сих пор мороз по коже.

    Я не знаю, зачем и кому это нужно,
    Кто послал их на смерть недрожавшей рукой,
    Только так беспощадно, так зло и ненужно
    Опустили их в вечный покой.

    Но никто не додумался просто стать на колени
    И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
    Даже светлые подвиги - это только ступени
    В бесконечные пропасти к недоступной весне

    31.03.2007 09:00:44  №9
    Для №7 Тот самый Тотарен (31.03.2007 08:57:13):
    Можно я непринужденно позавтракаю?

    31.03.2007 09:04:34 №10
    Для №9 МТ (31.03.2007 09:00:44):

    эх Вы Мама ..... зафтракайте разве ж я Вас удержу

    31.03.2007 09:38:20 №11
    Молодца! Оч. качественный текст.

    На комплексный анализ феномена Вертинского места не хватит ни в статье, ни в книге. Но абрис дан верный. Отношение к Вертинскому наиболее знаковых фигур того времени -- самый верный показатель его человеческих и актерских качеств.
    Из всей его многомерной биографии особенно зацепил эпизод встречи с Слащовым.

    З.Ы. Пиши исчо.

    31.03.2007 10:34:05 №12
    Текст качественный,без базара.Но с неточностями.Например,Азнавур такой же этнический француз,как ВинцентКиллПастор - этнический американец.

    31.03.2007 11:08:29 №13
    иногда мне кажеца, что эти строки это редкая удача...
    Для №8 МТ (31.03.2007 09:00:26):

    31.03.2007 11:15:57  №14
    Для №13 не девачка(с мАсквы) (31.03.2007 11:08:29):
    Не каждый "романсеро" так сможет.

    31.03.2007 12:25:13 №15
    очень понравилось. подмечено всё верно.
    есть неплохие строчки и у него.
    а в целом - похуй вертинский-шмертинский.

    а почему в рассказах? это ж чистая критика...

    31.03.2007 12:33:50  №16
    Блестяще написано.
    Спасибо.

    МТ
    А не объявить-ли конкурс на подобного рода прекрасные статьи, анализирующие творчество разных великих и не очень людей?

    31.03.2007 12:39:12  №17
    Для №16 Критик (31.03.2007 12:33:50):
    Я - с удовольствием.
    Хорошая идея.

    31.03.2007 12:51:49 №18
    Беспесды грамотно и интересно. Писал умный чувак - не чета мне, далбаёбу.
    Белинский, блин.

    Но творчество Вертинского мне всё равно не нравится. Ничего не могу с собой поделать. Просто не моё.

    31.03.2007 13:42:04 №19
    Неплохой в целом текст, правда, по-моему, триста не кадетов ни в коем случае было, а юнкеров.

    31.03.2007 13:46:32  №20
    31.03.2007 12:39:12 МТ
    Уверена, что думающие и знающие и обладающие временем откликнутся на такое предложение.

    31.03.2007 13:52:28 №21
    нописано интиресно. по сути -афтору можно доверять, кто знаит?

    31.03.2007 14:02:51 №22
    Молодец. Сумел не пошло написать о российском пьеро.

    31.03.2007 15:31:56 №23
    Для №12 мышелов (31.03.2007 10:34:05):
    спасибо, я фкурсе, что Азнавур технически исполнен в Армении... но согласись, что это всё же явление французской культуры, нет?

    31.03.2007 15:34:06 №24
    Для №21 многа песдеть не буду (31.03.2007 13:52:28):
    мат. ответственность не предлагать, ужэ есть...
    касательно текста - проведён обзор примерно полутора десятков ссылок, моя только авторская отсебятина... тут уж как хочешь, я готов и поспорить.

    31.03.2007 15:35:29 №25
    Для №19 базука (31.03.2007 13:42:04):
    по источнику, всё же кадеты... юнкера просто лучше в стихи укладываются, как ни кощунственно это звучит.

    31.03.2007 15:41:55 №26
    ЗЫ: меня поправили как-то, что стихи, приведённые в концовке , принадлежит не Бодлеру, а Бомарше... приношу извинения.

    31.03.2007 16:01:37  №27
    Для №23 голем (31.03.2007 15:31:56):
    Это все равно, что Пушкин - эфиоп.

    31.03.2007 16:06:34 №28
    Для №24 голем (31.03.2007 15:34:06):
    умышленно не упамянут расхожый леловый негор?

    31.03.2007 16:15:20 №29
    кстате-и ещо. с кокой целью в кенофильме место встрече изменидь нельзя герой высоцкава испалняет немного вертинскава?

    31.03.2007 18:58:27 №30
    31.03.2007 15:35:29 голем №25
    Для №19 базука (31.03.2007 13:42:04):
    по источнику, всё же кадеты... юнкера просто лучше в стихи укладываются, как ни кощунственно это звучит.

    Не с целью завязать тоскливый спор, просто интересно. Какой источник?
    Я про Вертинского много читал, везде юнкера.

    31.03.2007 19:17:39 №31
    31.03.2007 16:15:20 многа песдеть не буду №29
    кстате-и ещо. с кокой целью в кенофильме место встрече изменидь нельзя герой высоцкава испалняет немного вертинскава?"

    Высоцкий хотел спеть в этом фильме "Балладу о детстве", Говорухин не дал, чтобы Высоцкий был Жегловым, а не Высоцким, но В.С. упёрся и вырвал этот кусок с негром.

    31.03.2007 20:11:59 №32
    Для №31 базука (31.03.2007 19:17:39):
    не знал. спасибо.

    31.03.2007 20:32:53 №33
    Для №30 базука (31.03.2007 18:58:27):
    вернусь к черновикам, дам сцылу, если позволишь - чуть погодя.
    Для №28 многа песдеть не буду (31.03.2007 16:06:34):
    леловый негр - второй куплет, первый - где вы теперь... это есть в тегзде.

    31.03.2007 20:34:37 №34
    Для №29 многа песдеть не буду (31.03.2007 16:15:20):
    я думаю, романсы вертинского были в ту пору на слуху - аромат эпохи, как рио-рита...
    кстате, тоже хочу поблагодариь базуку за инфу про жеглова: спсб!

    31.03.2007 20:42:09 №35
    сходил в черновики, потом по сцыле.. ужоснах!
    вместо КАДЕТЫ просьба читать ЮНКЕРА.
    базука прав. автор извиняется за формальную неточность.
    слава Богу. без искажения смысла.

    31.03.2007 20:44:21 №36
    03.2007 20:32:53 голем

    Не упорствуй, везде юнкера.
    Кадетов-детей и не могли никуда послать.

    Кстати, в тексте ни тех, ни других "укладывающихся " нет, поэтому...
    Не ищи, в общем.

    01.04.2007 02:54:52 №37
    Для №36 базука (31.03.2007 20:44:21):
    см. пост № 35

    01.04.2007 08:43:55 №38
    мамо, ты вывешиваешь полную хуебень... палагаю, что и я туда же отношусь... держи марку. пусть меньше, но лудше.

    01.04.2007 10:24:18  №39
    Для №38 Шейла (01.04.2007 08:43:55):
    Значит сег8одня обойдемся креативом про птиц.

    01.04.2007 15:17:00 №40
    Прочитал с большим интересом. Узнал много нового.
    Но, увы, рамштайм рулит!

    01.04.2007 15:43:34 №41
    Очень интересно было читать. Спасибо.
    Вертинский, конечно - был очень странный. Но вот чего у него не отнять - редкий по силе дар "понимания".
    Он их всех понимал - детей, собак, женщин, которые уходят и женщин, которых бросают, победителей и побежденных...Понимал и жалел, пропускал их чувства через себя и превращал в "высокое" - баллады и романсы...
    "Мне не нужно женщины. Мне нужна лишь тема,
    Чтобы в сердце вспыхнувшем зазвучал напев.
    Я могу из падали создавать поэмы,
    я люблю из горничных делать королев"(с)
    Но я не очень согласен с тобой, когда ты называешь его "попутчиком по жизни", "лощеным приживалом"... На мой взгляд - он слишком самобытен и узнаваем, чтобы его можно было к кому-нибудь прицепить, классифицировать в какую-нибудь "графу". Он был сам по себе - единственный артист жанра, который придумал и назвал - "ариетки". На мой взгляд - единственный, кто смог продолжить этот жанр - это Высоцкий, правда уже другими словами и в других ритмах...
    У обоих уникальное устройство восприятия - видят только человека, это единственный объект, на который они настроены. Дальше человека для них нет ничего, но человека видят - очень глубоко...
    Не знаю - как насчет танго, но тоже сомневаюсь... Мне кажется - это не его ритм. Танго - это все-таки схватка, пусть артистичная, но - борьба двух начал, двух характеров - чей окажется сильнее... У Вертинского "лирический герой" никогда не борется - он принимает предложенное:
    " Так недолго Вы были моей Коломбиною.
    Вы ушли с представителем фирмы Одоль.
    Далеко-далеко в свое царство ослиное
    Вас увозит навеки трефовый король..."
    И, хотя в его репертуаре есть танго, но вот - не его это...Он и сам ,мне кажется это понимал, иначе откуда такие горькие строчки?
    "И тогда с потухшей елки
    Тихо спрыгнул желтый Ангел.
    И сказал :"Маэстро, бедный,
    Вы устали, Вы больны.
    Говорят, что Вы в притонах
    По ночам поете танго?
    Даже в нашем добром небе
    Были все удивлены".

    И закрыв лицо руками
    Я внимал жестокой речи.
    Утирая фраком слезы,
    Слезы боли и стыда.
    А высоко в синем небе
    Догорало Божьи свечи.
    И печальный желтый Ангел
    Тихо таял без следа..."
    Ну вот, а насчет "золотого сна", который любил и умел создавать Вертинский - ты прав на все сто! Тут он, конечно - гениальный Мастер. Дочки его вспоминали - как папа на ночь им придумывал сказки - каждый раз новые и замечательно красивые.
    Ещё раз спасибо тебе - за интересный текст.

    01.04.2007 19:19:52 №42
    31.03.2007 15:41:55 голем №26
    *ЗЫ: меня поправили как-то, что стихи, приведённые в концовке , принадлежит не Бодлеру, а Бомарше... приношу извинения.*

    Просто хочу восстановить справедливость.
    Стихи не принадлежат ни тому и ни другому, а как раз таки третьему.
    Аффтар Пьер-Жан Беранже. Его песня *Безумцы* в переводе В.Курочкина (я х.з. кто такой).

    http://www.lib.ru/POEZIQ/BERANZHE/berange_songs.txt

    Все таки Google это сильная штука.

    02.04.2007 09:00:15  №43
    Для №41 хдеправданах (01.04.2007 15:43:34):
    А тебе спасибо за каммент. Теперь обязательно отыщу и перечту Вертинского медленно и с удовольствием.

    04.04.2007 22:13:50 №44
    Для №41 хдеправданах (01.04.2007 15:43:34):
    <<Он был сам по себе - единственный артист жанра, который придумал и назвал - "ариетки". На мой взгляд - единственный, кто смог продолжить этот жанр - это Высоцкий, правда уже другими словами и в других ритмах... >>
    великолепно! прошу, Матушка, вывеси примыкающий к теме креос "Пророк на сцене", там та же мысль даже более развёрнуто отслеживается...
    <<И, хотя в его репертуаре есть танго, но вот - не его это...Он и сам ,мне кажется это понимал, иначе откуда такие горькие строчки? >> - прекрасный стих, я его не читал и очень рад был прочесть.
    потом я его пропел в ритмем танго - и здорово получилось! танго - это не столько схватка, сколько боль единения... вот стремился человек - и обрёл, и больно ему, что мечта достигнутая умерла...
    классно как каментишь. Спасибо!
    .
    Для №42 Гурвинек (01.04.2007 19:19:52):
    не поверишь, Беранже и хотел написать - какой нах Бомарше, драматург он...
    устал, ашипся я.... замечание верное, и высказано деликатно - прошу пардону и грейт сэнкс.

     

    Чтобы каментить, надо зарегиться.



    На главную
            © 2006 онвардс Мать Тереза олл райтс резервед.
    !