МАГИЯ ЧИСЕЛ, ГОД ЗЕРО.
Самый жаркий месяц в Камбодже – апрель, разгар сухого сезона.
Самая жаркая дата в истории страны - 17 апреля 1975года.
В этот день войска красных кхмеров, тяжело вооруженные, молчаливые, одетые в черные робы и красные шарфы появились на бульварах Пном Пеня. Основу армии составляли подростки 12-17 лет. Местные жители вышли приветствовать камбоджийских коммунистов цветами и флагами. Красные кхмеры приказали всему населению столицы в 24 часа покинуть город. В один миг горожане превратились в отверженных, их стали называть «новые люди» или «люди 17 апреля». Их ждало четыре года настоящего ада.
1975 год был объявлен «Годом номер Ноль», отныне летоисчисление Демократической Кампучии обнулилось. Раньше не было ничего. Впереди - светлое коммунистическое будущее. Людям с хорошей памятью разбивали головы мотыгой, книги сжигали на площадях под гимны и речёвки о хорошей жизни. В стране запретили деньги, телефонную связь, велосипеды, дни рождения, свадьбы… Все городское население было отправлено в трудовые лагеря выращивать рис. Рабочий день-18 часов, неделя-10 дней, в свободное время полагались политзанятия. Браки были упразднены, детей достигших семи лет, забирали от матери, работать на «государство красных кхмеров».
Придумал и осуществил все это человек по имени Салот Сар.
Он учился в Париже, изучал марксизм-ленинизм, мечтал о свободе для кхмерского народа. Говорил тихо и медленно, всегда держал в руке маленький веер, обмахивался им и складывал, словно персонаж китайской оперы. Лидер красных кхмеров вошел в историю под псевдонимом Пол Пот. В Коммунистической партии Камбоджи он был известен как «Брат номер Один».
Кхмеры вообще, огромное значение придают числам. Гармония алгеброй проверяется постоянно, и присвоить кому-нибудь или чему-нибудь правильный номер, означает практически половину успеха. Например, секретный штаб на границе с Вьетнамом, где Пол Пот провел два года, назывался «База 100».
Сам Пол Пот тоже, очевидно, любил красивые числа. Придя к власти, он заявил: «Для строительства нового общества нам здесь достаточно одного миллиона». После чего юные «красные кхмеры» уничтожили четверть населения страны. «Я осуществил классовую борьбу, а не убийства. Вы же видите меня, разве я похож на жестокого человека?», - отвечал он на обвинения в геноциде.
Из протокола Комиссии по расследованию преступлений полпотовского режима: "3 374 768 человек были убиты ударами мотыг, дубин, сожжены и закопаны живьем, разрезаны на части, зарезаны с помощью острых листьев сахарной пальмы, отравлены, убиты ударами тока, были раздавлены гусеницами тракторов, брошены на съедение крокодилам..."
Объект S-21, бывшая школа, переделанная в тюрьму Туол Сленг.
На этой койке кого-то просто забили табуретками насмерть. А за окном вечное лето…
Пыткам придавалось особое политическое значение.
Из «Руководства по допросам»: «Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Даже во время пыток следует вести агитационную
работу.»
Кошмар продолжался четыре года. В 1979 году вьетнамцы, ставшие врагами режима красных кхмеров вошли в Пном Пень. Вытесненные в джунгли, красные кхмеры еще 20 лет оказывали сопротивление правительственным войскам и даже входили в правящие коалиции. Пол Пот вплоть до своей смерти в 1998 году разрешал своим солдатам грабить и убивать местное население, с чувством проводил чистки своих сторонников и верил, что вернется в Пном Пень, как это уже было в 1975 году. Брат номер один, ставший к тому времени «Дедушкой -87» умер своей смертью, в возрасте 73 лет, с бутылкой виски в руке, в окружении родных. Сожгли его, правда, в знак презрения на автомобильных покрышках.
Красные кхмеры растворились а народной массе, в Камбодже решили помириться, всё всем простить и забыть .По словам одного из руководителей камбоджийских коммунистов: «Большинство людей счастливо от того, что Пол Пота больше нет. Больше нет никаких красных кхмеров, никакой плохой репутации».
ВОДНЫЙ МИР
Вот деревня. Вот дома. Улица. Переулок. Собака. Велосипед. Обезьянка на цепи. Мотоцикл. Католическая церковь. В церкви распятие, на котором Иисус - с восточным, типично азиатским лицом.
Баба белье стирает. Дети гоняют по улице. Догоняют иностранца-фаранга и просят «Ван дола, миста!»
На рыбной ферме можно полюбоваться рыбами, хватающими хлеб, как голодные собаки, того гляди, загавкают. За рыбами наблюдают своеобразные камбоджийские кошки с короткими хвостами. За кошками наблюдают два крокодила в вольере. Обычная камбоджийская деревня, казалось бы. Необычной ее делает отсутствие твердой почвы под ногами. И дети догоняют вас на «улице», сидя в алюминиевых тазиках. Мы на озере Тонле Сап.
Голубое сердце Камбоджи, как его поэтически называют, никогда не бывает голубым. Сотни тысяч тонн ила делают его воды всегда мутно-коричневыми. И зимой, и летом озеро кормит уйму народа по всей стране.
Как родилось такое необычное явление, как плавучие деревни? В общем, все просто. Представим, что местные жители живут, как и большинство людей на берегу. В условиях, когда площадь озера в течение года изменяется в 12 раз, усилия по добыче рыбы в нем становятся весьма обременительными. Либо уменьшающаяся вода заставит вас таскать свои сети и лодки на много километров, либо увеличивающаяся вода зальет ваше жилище. Особенности озера таковы, что домик на золотой середине построить невозможно. Так и пришла идея – строить дома на воде.
Здесь и проходит жизнь: рождение, школа, работа, свадьба, свои дети, быт, смерть… Все, как у нас. Мы привязаны к своим городам, они привязаны к своему озеру. Только в отличие от наших, их мужики не ломают голову над вопросом, куда пойти порыбачить.
УЛЫБКИ БАЙОНА
Если вы хотите узнать и понять «загадочный кхмерский характер», надо увидеть храм Байон, что находится на территории Ангкора.
Байон считается самым «странным» храмом ангкорской архитектуры.
Более двухсот лиц, обращенных к четырем сторонам света, смотрят на Вас с 54-х башен храма. Характерный изгиб губ олицетворяет то ли медитацию, то ли улыбку.
Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению - одни считают, что на башнях Байона высечены лица Брахмы. Другие утверждают, что это Бодхисаттва Авалокитешвара, третьи уверены, гигантские лики - это Джайяварман седьмой, выдающийся правитель Ангкорской империи. Он прожил почти 100 лет и за время своего царствования построил множество храмов, дворцов, больниц и дорог.
«Я вдруг содрогнулся от непонятного испуга, заметив огромную неподвижную улыбку, ниспадающую на меня с высоты… потом еще одну улыбку, снизу, на другой стороне стены, потом три, потом пять, а потом десять; они были повсюду, за мной наблюдали со всех сторон…»,-Пьер Лоти, писатель,
Паломник Ангкора,
1902 г.
Огромные лики на башнях Байона только на первый взгляд кажутся одинаковыми. С наступлением сумерек храм преображается. Башни кажутся облитыми серебром, а в лунном свете каждое лицо приобретает свое выражение: это может быть злобная усмешка или презрение, ирония или гримаса, наводящая ужас. С восходом солнца на все двести лиц древнего царя кхмеров возвращается та же умиротворенная улыбка, всевидящий взгляд становится спокойным и сосредоточенным, а мысли устремляются в бесконечность…
Этим утром они, казалось, говорили: «Мы мертвы и безобидны; нет никакой иронии в наших улыбках и взглядах из-под прикрытых век; просто мы знаем, что такое мир без мечты…»,-Пьер Лоти, писатель,
Паломник Ангкора,
1902 г.
|