Начало можно прочесть здесь:
http://www.gonduras.net/index.php?a=345#comms
http://www.gonduras.org/index.php?a=382#comms
На второй день Андрей передал меня из рук в руки гиду Татьяне, и мой скоротечный тур по Петербургу стартовал.
В течение всего этого времени я испытывал смешанные чувства. С одной стороны, было здорово, что эти два дня стали единственной светлой страницей моего путешествия, с другой, меня всё больше и больше охватывало чувство сожаления, что времени так мало, а уходить ниоткуда не хотелось. Питер просто сразу поглощает всеми своими дворцами и соборами, реками и мостами. И ты как будто становишься свидетелем тех событий, которые в разное время здесь происходили.
Вот, Дворцовая площадь и Зимний дворец. Останавливаешься и как будто видишь кадры знаменитого эйзенштейновского фильма о штурме Зимнего, которого как выяснилось позже, вовсе, и не было. Но, это уже детали.
Зимний дворец чем-то напоминает дворец Цвингер в Дрездене, где находится Дрезденская галерея. Наверное, яркостью стиля барокко.
На Дворцовой площади я останавливаюсь около бурого медвежонка, с которым можно сфотографироваться.
- Это не опасно? спрашиваю я девушек, охраняющих зверя и берущих деньги за фотографирование с ним.
- Ну, что Вы, посмотрите, он же совсем маленький. Подойдите, поближе, возьмите его за загривок. Не бойтесь, он не страшный.
Однако, вопреки успокоительным речам, видимо, каким-то звериным нутром почувствовав во мне нарушителя государственной границы, «русский медведь» неожиданно развернулся и, заревев, едва не залепил мне лапой по физиономии. Но, тут же всё-таки согласился на мзду в виде кусочков абрикоса, и Татьяне удалось сделать несколько кадров.
Я не оригинален в своих желаниях, поэтому, мы направляемся к Исаакиевскому собору и далее к Медному всаднику. И, вновь ощущаешь себя свидетелем событий, которые здесь происходили. А именно восстание декабристов, первая серьёзная репетиция Октябрьского бунта.
Удивительная страна, Россия. Здесь всегда тоскуют по «твёрдой руке», но, когда она, действительно, необходима, её почему-то не оказывается. Но, тогда в 1825 году, России крупно повезло. Во главе страны оказался, сильный царь, Николай I, у которого хватило воли ударить по революционерам, и таким образом, отсрочить разрушение державы почти на 100 лет. Памятник императору здесь же поблизости. Соседство двух императоров Петра и Николая, служит предметом шуток петербуржцев. Дословно не помню, но что-то типа, один царь гонится за другим, но мешает ему его догнать Исаакиевский собор. Исаакиевский собор со своим позолоченным куполом очень красиво смотрится издали. Но, вопреки ожиданиям собор не производит на меня сильного впечатления внутри, кроме, пожалуй, алтаря. Собор выглядит излишне коммерческим. Лично мне не нравиться, когда за вход в действующий храм берут плату. Продажа сувениров, икон, свечек, это я понимаю, церкви нужно на что-то жить. Но, это, конечно, чисто субъективное мнение. Я решаю продолжить свою давнюю традицию ставить свечки в самых известных христианских храмах мира, за упокой одних моих близких и за здравие других и встаю в очередь за свечками.
- Крещёные? - строго спрашивает бабуля, продающая свечки у отца семейства, стоящего передо мной, вперив в него взгляд Великого Инквизитора.
- Да, неуверенно отвечает мужчина, явно оробевший от такого напора.
- Точно? и глаза «доброй» бабушки становятся ещё строже.
Мне не нравится такой нажим, в конце концов, с меня достаточно допросов в отделениях милиции, и я отхожу от очереди.
Но свечки всё-таки нужно поставить. Добрая традиция должна быть соблюдена. Остаётся ещё около получаса, и я прошу Татьяну отвезти меня в Казанский собор.
Казанский собор, безусловно, является, шедевром архитектуры и считается, что именно с его строительства, начался «золотой» период российского зодчества, а Петербург окончательно приобрёл все черты столицы империи.
Я задаю какой-то вопрос Татьяне перед входом в собор, но, войдя, ловлю себя на мысли, что не слушаю её, поскольку меня просто завораживает та аура, которая здесь присутствует и сразу начинает ощущаться.
Признаюсь честно, меня всегда больше привлекали католические храмы и церкви, но Казанский собор произвёл на меня не менее сильное впечатление, а может быть и более сильное, чем тот же Notre Dame de Paris. Главное, это, конечно, Казанская икона Божьей Матери. Наряду с Владимирской иконой Богородицы, одна из главных, если не главная святыня русского православия. Икона в самые тяжёлые времена была заступницей земли Русской, и это не просто высокопарные слова, а факты. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву с этой иконой, икона находилась в русской армии при сражении под Полтавой. Есть сведения, что даже Сталин приказал совершить облёт столицы с образом иконы перед битвой под Москвой.
Наконец, с этим образом связан, пожалуй, самый героический период российской истории, истинно народная Отечественная война 1812 года. Принимая командование русской армии, перед Казанским образом молился Кутузов.
А в 1813 году в Казанском соборе Кутузова похоронили. И сейчас над могилой победителя развешаны армейские знамёна и полковые штандарты разбитых наполеоновских войск. Спустя почти полтора века примерно такие же знамена, но, другой Великой армии, поверженной в следующей Отечественной войне будут жалко валяться на Красной площади.
К сожалению, мне не удаётся поставить свечки у Казанского образа. Слишком большая очередь, что объяснимо, а времени нет. Я ставлю свечки у другого образа, а сам смотрю на Казанскую икону последние минуты, потому, что пора ехать в аэропорт.
И всё-таки, Она есть. Порушенная нацистами и распятая большевиками, преданная «демократами» и обворованная олигархами, кажется, что Её так мало, и так трудно порой увидеть свет, который от Неё исходит. Но, Она есть. Живая и настоящая, Святая Русь. Вот, Она, смотрит на меня с образа. И покуда есть в людях вера во что-то светлое, какая бы тьма не была вокруг, пока не иссякнет людской поток к святым образам, Она будет жить всегда.
В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол.
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом
Чтобы чаще Господь замечал.
Использованы стихи Виктора Цоя и Владимира Высоцкого.
|